Корзина
2 отзыва
Минфин России привел позицию Президиума ВАС РФ: налогоплательщика нельзя привлечь к ответственности по ст. 126 НК РФ, если не определено число непредставленных документов
Контакты
Юридическая консультация «Справедливость»
+7 показать номер
Евгений Викторович
РоссияХанты-Мансийский автономный округНижневартовскул. Пермская, 26628600
Карта
Карта

Минфин России привел позицию Президиума ВАС РФ: налогоплательщика нельзя привлечь к ответственности по ст. 126 НК РФ, если не определено число непредставленных документов

В рассматриваемом Письме Минфин России затронул, в частности, вопрос о привлечении к ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ за непредставление налогоплательщиком (налоговым агентом) в установленный срок документов (сведений), предусмотренных законодательством о налогах и сборах. Напомним, что в указанной норме определен штраф в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ. Порядок истребования документов при проведении налоговой проверки урегулирован в ст. 93 НК РФ. Соответствующее требование налоговый орган может передать проверяемому лицу (его представителю) непосредственно под расписку, направить ему по почте заказным письмом или по телекоммуникационным каналам связи (в электронном виде). Как отметило финансовое ведомство, названная статья не предусматривает отражения в требовании наименований и реквизитов документов. Следовательно, требование, в котором запрашиваемые документы не конкретизированы, является действительным. Однако привлечь налогоплательщика к ответственности за несвоевременное представление документов по такому требованию инспекция не может. Минфин России в своих разъяснениях сослался на Постановление Президиума ВАС РФ от 08.04.2008 N 15333/07. Согласно позиции суда в требовании должны быть указаны достаточно определенные данные о документах. Налогоплательщика нельзя привлечь к ответственности на основании ст. 126 НК РФ, если из содержания требования невозможно определить количество непредставленных документов. Как подчеркнул ВАС РФ, устанавливать размер штрафа исходя из предположительного наличия у налогоплательщика хотя бы одного из запрошенных документов недопустимо. Отметим, что упомянутое Постановление ВАС РФ вынесено в отношении камеральной проверки в период действия прежней редакции ст. 88 НК РФ. Тем не менее изложенный в этом Постановлении подход применим и в настоящее время к истребованию документов как при камеральной, так и при выездной проверке, поскольку в ст. 93 НК РФ содержится общий порядок истребования. Кроме того, форма требования о представлении документов (информации) утверждена Приказом ФНС России от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@ (Приложение N 5). В ней предусмотрено указание наименования документа, периода, к которому он относится, а при наличии у налогового органа информации - реквизитов или иных индивидуализирующих признаков документов. Иными словами, требование должно содержать данные, из которых проверяемому лицу будет понятно, какие именно документы представлять в инспекцию. В заключение финансовое ведомство указало, что информацию по вопросу об исчислении суммы штрафа за непредставление в установленный срок документов при совершении конкретного правонарушения можно получить в инспекции, которая приняла соответствующее решение. Туда же можно обратиться за уточнением полученного требования, если запрос налогового органа недостаточно точен. Обращаем внимание, что отдельные арбитражные суды точку зрения Президиума ВАС РФ не разделяют. Материалы по данному вопросу см. в Энциклопедии спорных ситуаций по части первой Налогового кодекса РФ.
vkontakte facebook twitter